Россияне покупают электросамокаты, чтобы не соблюдать правила аренды
Правоохранительные органы заинтересовались личными СИМ россиян
На фоне ужесточения правил пользования прокатными электросамокатами (кикшерингом) в России растут продажи аналогичных устройств в частные руки. Причины очевидны: в отличие от прокатных, личные СИМ не снабжены электронными «ошейниками», ограничителями и не сообщают оператору о местонахождении владельца. А значит, к ПДД можно относиться более свободно. Сдержать вал нарушений со стороны «частников» пытаются при помощи рейдов ГИБДД — но может дойти и до запрета пользования частными СИМ в городах.
тестовый баннер под заглавное изображение
Согласно статистике двух крупнейших федеральных маркетплейсов, за четыре месяца 2025 года в России куплено в 1,5-2 раза больше электросамокатов, чем годом ранее. Общее число проданных в личное пользование СИМ достигло 180 тысяч единиц за эти же четыре месяца — около 90% из этого числа составляют именно электросамокаты (остальное приходится на гироскутеры и моноколеса). Это 2/3 от числа проданных в России за это же время легковых автомобилей.
Очевидно, что одним из заметных факторов, стимулировавших спрос на личные электросамокаты, стали ограничения, которые вводятся операторами кикшеринга. Это скоростные лимиты в 25 км/ч на дорогах, 10 км/ч на пешеходных зонах и многочисленные «тихие зоны», в которых самокаты должны ехать с пешеходной скоростью. Многие точки на карте города вовсе закрыты для начала и завершения аренды электросамокатов. Благодаря телеметрии, операторы кикшеринга следят за ездой своих пользователей и часто налагают крупные штрафы с блокировкой учетной записи за такие нарушения, как езда вдвоем или передача управления несовершеннолетнему.
Наконец, в этом году в практику операторов кикшеринга вошли временные «мертвые зоны» для самокатов, которые вводятся во время ряда мероприятий по соображениям безопасности. Кроме того, пользователей кикшеринга обязали идентифицировать себя через учетные записи государственных порталов.
– В этом году новых клиентов действительно стало больше, — рассказал «МК» мастер по ремонту и обслуживанию СИМ Александр Французов. – Есть запросы по новым, только из магазина, самокатам — грубо говоря, на легкий тюнинг. После обновления прошивки можно убрать ограничитель скорости. Еще пользуется спросом диагностика батарей — владельцы побаиваются пожаров и правильно делают.
Напомним, в теории практически все ограничения (пешеходная скорость на тротуарах, запрет на езду вдвоем и вождение несовершеннолетними) действуют на все СИМ, независимо от их принадлежности. Однако все упирается в трудность администрирования нарушений ПДД: частные СИМ не имеют госномера, поэтому при помощи видеокамер фиксации нарушений налагать штрафы на «частников» затруднительно.
Правда, ГИБДД демонстрирует решимость, проводя регулярные рейды с «охотой» на нарушителей этой категории. Так сейчас в Зеленограде проходит трехдневный (с 23 по 25 мая) рейд «СИМ, Велокурьер): экипажи ДПС останавливают для проверки «малый электротранспорт». Мощные электросамокаты и электровелосипеды (свыше 0,25 кВт мощности) являются с точки зрения ПДД мопедами, требуют наличия водительских «прав». Кроме того, дорожная полиция пресекает езду вдвоем, проверяет водителей СИМ на трезвость.
Останавливать будут как наездников прокатных СИМ, так и «частников» — и если рейды станут регулярными (правда, где взять такое количество сотрудников?..), разница между кикшерингом и личным самокатом снова нивелируется. Конечно, «бесконтрольность» перемещения на личном СИМ можно записать ему в плюс — зато цена (от 50 тысяч рублей) и необходимость таскать и парковать тяжелое устройство останутся минусами. Значит, для поездок, где нужно добраться на самокате до метро, кикшеринг по-прежнему останется более удобным. А вот по району можно ездить и на собственном.
Источник: www.mk.ru