Take a fresh look at your lifestyle.

Россияне становятся байкерами поневоле: продажи мотоциклов стали расти

0

Россиян привлекает дешевизна китайских байков и возможность ездить без прав

В нынешних условиях рынка транспортных средств статистика продаж радует только в сегменте мототехники. За январь — апрель этого года продано на 24% больше мотоциклов, чем годом ранее. Одна из причин роста — появление относительно доступных по цене байков российской сборки на основе китайских комплектующих. Но помимо этого, свою роль играют также бесплатные для мотоциклов парковки в городах и число водителей, готовых «легко» относиться к отсутствию «прав» на мотоцикл.

Россияне становятся байкерами поневоле: продажи мотоциклов стали расти

тестовый баннер под заглавное изображение

По данным агентства «Автостат», в этом году за первые четыре месяца в России продано 13,7 тысяч мотоциклов — это на 24% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Если взять продажи новой мототехники в апреле 2025 года, здесь тоже рост — на внушительные 13%. Продажи растут уже 26 месяцев, то есть более двух лет, подряд.

Основной рост обеспечивает массовый сегмент, поясняют аналитики — то есть доступные китайские мотоциклы. Как полностью импортные, так и российской сборки — у нас уже работает как минимум два мотосборочных завода, работающих на технологиях из Поднебесной. Наиболее массовый спрос — на модели с рабочим объемом 150 — 300 «кубиков», которые стоят новыми 150 — 300 тысяч рублей.

Более внушительные модели чаще продаются и покупаются на вторичном рынке — здесь в новом виде правят бал опять-таки китайские марки, с добавлением индийских — именно в Индии, кстати, производят реплики легендарных чешских мотоциклов «Ява» (стоят, правда, они в России как коллекционные модели). А подержанный рынок пока еще почти полностью принадлежит проверенным японским брендам.

— Примерно на уровне 400 «кубиков» рабочего объема как раз проходит водораздел между серьезными мотоциклами, позволяющими с комфортом ездить по городу и трассе, и «игрушками» для подростков, а также желающих доехать по деревне до ближайшего магазина, — поясняет специалист по вторичному авторынку Алексей Островский. — Маломощные мотоциклы бывают и узкоспециализированными — например, спортивными кроссовыми; но такая техника чаще всего по дорогам передвигается на прицепе, ездить на ней каждый день просто неудобно. «Четырехсотки» чаще всего попадаются в подержанном виде с японских аукционов — на них не действуют запреты, касающиеся ввоза по возрастным категориям.

Более либеральные, чем для автомобилей, правила импорта и экспорта — еще одна черта, делающая моторынок сейчас более привлекательным, резюмирует эксперт. Так или иначе, мотоцикл стал в последние годы серьезной альтернативой автомобилю в большом городе — для одиночки, не обремененного семьей и при этом не любящем ни общественный транспорт, ни СИМ.

— Ближайший конкурент мотоцикла в смысле стоимости владения в Москве — подержанный электромобиль, но он после недавних ограничений на экспорт из Японии стоит заметно дороже, — поясняет Алексей Островский. — На байки не распространяются платные парковки, расход топлива у мотоцикла очевидно ниже, наконец, мотоцикл позволяет «прошивать» пробки в городе.

Игорь Липман, менеджер по продажам дилерского центра, торгующего и авто- и мототехникой японских производителей, отмечает, что в практике их компании особенного роста продаж мототехники не заметно. Однако это и понятно: японские мотоциклы не демонстрируют такую же доступную цену, как малокубатурные «китайцы». А вот на вторичном рынке бренды из КНР не доминируют: занимают всего 11% рынка на фоне 49% у японских и 10% у немецких марок.

Чем больше кубатура, тем больше процент привычных мотобрендов из «первого мира»: так, в сегменте «литровых» — от 800 «кубиков» — мотоциклов лишь один китайский бренд занимает долю в 13,5%, остальные практически не представлены. Правда, среди мотоциклов среднего объема — от 400 до 800 «кубиков» — доля китайских байков опять-таки больше, сообщает «Автостат».

Если в Москве основную роль в популяризации мотоциклов играют имидж, а заодно и бесплатные парковки — то в регионах атмосфера своя: там актуальнее всего экономия топлива… И, не в последнюю очередь, возможность ездить «просто так», без документов. Как рассказали «МК» в отделе ГИБДД одного из районов Ярославской области, за последние два года число мотоциклов — прежде всего, с колясками — на дорогах вновь выросло. Это подтверждается и наблюдениями «невооруженным глазом».

— Основная категория тут пенсионеры, бабушки и дедушки ездят, грубо говоря, на рынок за картошкой, — пояснили собеседники «МК». — Мотоциклы у них обычно со старых времен, кто-то чинит, кто-то друг другу перепродает — но это просто средство передвижения. Недавно были еще «Жигули» и «Ока», но сейчас они частью износились, частью подорожали. Многие возвращаются на мотоциклы.

Часто мототехника, ездящая только в пределах своего района, вовсе не имеет действующего учета, а многие из молодых водителей не имеют и «прав». Как сообщил недавно начальник управления Госавтоинспекции УМВД России по Липецкой области Дмитрий Бурый, число водителей мотоциклов, не имеющих права управления и попавших в ДТП, достигает 80%. И хотя чаще всего без «прав» ездят, конечно, подростки — мотоциклисту, похоже, психологически куда проще игнорировать закон в этом смысле, чем автомобилисту.

А это, кажется, еще одна немаловажная для многих причина любви к мотоциклу: меньше формальностей — это, конечно, искушает. Учитывая, что эффективно ловить байкеров может лишь «мотобат» ГИБДД, а таковые есть лишь в крупных городах — тенденция, скорее всего, будет нарастать.

Источник: www.mk.ru

Leave A Reply

Your email address will not be published.